Экстради́ция представляет собой форму международно-правового сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Суть сотрудничества заключается в аресте и передаче одним государством другому лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, либо лиц, осуждённых судебными органами другого государства для исполнения приговора. Законодательством Российской Федерации решение вопроса экстрадиции отнесено к компетенции органов прокуратуры. Выдача указанных лиц осуществляется на основании договора между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство. Конвенцией либо международным договором предусматривается ряд обязательных условий при соблюдении которых выдача становится возможной. К таковым относятся: наказуемость деяния по законодательству обеих сторон, тяжесть, совершенного преступления, наличие не истекшего срока давности привлечения к уголовной ответственности или срока давности обвинительного приговора суда, гражданская принадлежность разыскиваемого лица. Рассмотрим каждое из условий более детально. Так, наказуемость деяния по законодательству обеих сторон означает, что как в запрашивающем государстве так и в запрашиваемом, совершенное деяние является уголовно-наказуемым, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее 1 года. Если же выдача требуется с целью исполнения приговора суда, то наказание назначенное судом должно быть в виде лишения свободы на срок не менее 6 месяцев. Кроме того, за совершение указанного преступления лицо не должно быть привлечено к уголовной ответственности на территории запрашиваемого государства, в нашем случае, на территории Российской Федерации. Сроки давности привлечения к уголовной ответственности и сроки давности обвинительного приговора суда устанавливаются уголовным законом Российской Федерации в зависимости от тяжести, совершенного преступления. Факт истечения срока давности является препятствием для уголовного преследования лица соответственно делает невозможным выдачу такого лица иностранному государству. Гражданская принадлежность. Лицо выдача которого запрашивается не должно являться гражданином запрашиваемой стороны. Так, Конституция Российской Федерации не допускает экстрадицию своих граждан. Важно знать, что при реализации экстрадиции, выданное лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности или осуждено за преступление не указанное в запросе о выдаче. В связи с этим, запрашивающее выдачу государство должно гарантировать, что разыскиваемое лицо будет привлечено к уголовной ответственности только за то преступление, за которое разрешена его выдача. Кроме того, в целях соблюдения прав человека, гарантируется также, что выданное лицо не будет подвергнуто пыткам, жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство видам обращения или наказания. Таким образом, один лишь факт установления на территории Российской Федерации лица, разыскиваемого иностранным государством не является безусловным основанием для его выдачи. Каждый такой случай требует детальной проверки соблюдения всех условий для решения вопроса экстрадиции.